Вопрос № 2 Основные компоненты культуры.

Многообразие сущностных проявлений культуры как фор­мы или типа развития общества ставит проблему выделения каких-либо общих компонентов, показателей, в которых отра­жается содержание. К таким компонентам культуры мы можем отнести: ценности, верования, нормы, язык, технику (т.е. материальные ценности, созданные руками человека).

Утверждение ценностей в качестве ориентиров человеческой жизнедеятельности есть результат действия закона возвыше­ния потребностей людей, появления возможности наряду с не­посредственно утилитарным и ассоциативно-творческого вос­приятия действительности, своего рода идентификации субъ­екта с объектом, которая может быть описана лишь с помо­щью более широкого, чем понятия "потребность" и "интерес", термина "значение".

Другими словами, ценность — нечто более сложное и воз­вышенное, чем простая заинтересованность человека в предме­те своей потребности, особенно трактуемой биологически. Ибо человек, в отличие от животного, удовлетворяет свои потреб­ности через культуру. В свою очередь, материальные потребно­сти, а соответственно, материальные ценности людей представ­ляют тот естественно исторический базис, на котором, в конеч­ном счете, возникает ценностное отношение человека к дейст­вительности.

Ценности выявляются в связи между субъектом, познаю­щим и преобразующим мир, и объектом, на который направле­но воздействие субъекта. Основой возникновения ценностного отношения между субъектом и объектом является обществен­но-историческая практика.

Ценности объективны по своему происхождению и содер­жанию, но неизбежно включают в себя и интерпретацию, оценку содержания в свете интересов общества, общности, группы, лич­ности. Поэтому необходимо различать общечеловеческие, груп­повые, индивидуальные ценности культуры.

По материальным и духовным ценностям, которые то или иное конкретное общество оставило после себя, мы мо­жем с достаточной степенью полноты и точности судить, ка­ким оно хотело быть и было в действительности, каковы бы­ли его субъективные представления о себе, что оно могло бы еще создать, в каком направлении оно могло бы развиваться и изменяться, если бы исторические условия его существова­ния были другими. Этот подход к анализу проблем культу­ры позволяет понять причины социально-экономической и культурной отсталости многих народов, а значит, дать ей на­учную оценку.

Иначе говоря, культурная ценность не просто слепок с объекта или его воспроизведение, а своего рода мост между объектом и субъектом, обеспечивающий двустороннее движе­ние информации между ними.

Вторым наиболее существенным компонентом культуры яв­ляются социокультурные нормы. С точки зрения философско-религиозных учений социальные нормы поведения вносятся в сознание человека посредством воспитания и образования, пред­ставляют собой проявление особого нравственного закона или веления Бога.

Понятие "норма" в широком смысле слова обозначает пра­вило или руководящее начало. Однако не все такие нормы мы можем называть социальными. Для определения социальной нормы необходимо выделить данную группу норм из всей нор­мативной совокупности, сформулировать ее специфические, от­личные от других норм, особенности.

Если речь идет об изучении социальных взаимодействий индивидов, что является предметной областью социологии, то, вероятно, социальными нормами будут являться те, которые выполняют функции регулирования этих взаимодействий, а шире — отношений человека и общества. При этом специфика социальных норм будет заключаться не только в том, что они регулируют социальное поведение людей, но и в том, что они требуют действий определенного типа, выражая должное в реа­лизации индивидуальных и общественных интересов.

Одним из важнейших признаков социальной нормы явля­ется ее императивность (повелительность), которая выявляет­ся в том, что поведение, не соответствующее норме, обязатель­но вызывает негативную реакцию у других людей.

Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических по­требностей его членов на конкретном этапе жизни, для упоря­дочения общественных отношений на разных уровнях, в раз­ных социальных организациях. Так как общество, как и лю­бой социальный организм, развивается, то большая часть норм постепенно утрачивает свое значение для жизнедеятельности людей или видоизменяется, а отдельные из них становятся, как и ценности, общественно значимыми, стабильными на де­сятилетия и даже целые века.

Так как любое общество представляет собой стратифици­рованную систему, включающую различные социальные груп­пы, то специфические интересы этих групп будут также раз­личаться. Представим себе интересы работодателей и наем­ных рабочих или интересы людей, живущих в городе и дерев­не. Поэтому необходимо классифицировать различного рода нормы, отражающие специфику субъекта-носителя норм (на­пример, групповые нормы), и их содержание (например, нрав­ственные, религиозные нормы).

Логически и исторически социокультурные нормы также связаны с оценкой и ценностями. В процессе освоения соци­альной реальности субъекты (общество, общности, группы, лич­ность), учитывая предшествующий исторический опыт, сохра­няют лишь то, что представляет для них наибольшую социаль­ную значимость, ценность.

Следовательно, норма является императивным выражени­ем ценности, определенной системой правил, которые направ­лены на ее воспроизводство.

Социокультурные нормы как элемент общественного соз­нания несут прескриптивную информацию, т.е. включают в себя различные виды предписаний, которые в совокупности образуют сферу должного. Возникает вопрос: можно ли гово­рить об истинности или ложности прескриптивной информа­ции, заключенной в социальной норме? Различные ученые при­держиваются разных взглядов.

Так как социальная норма в определенной степени есть социальная модель поведения людей в конкретных ситуаци­ях, то в ней проявляются и учитываются кроме позитивного содержания еще и существующие противоречия между гос­подствующими формами бытия и теми отклонениями от них, которые неизбежно возникают в реальной человеческой жизни. Поэтому некоторые нормы наших отношений вызы­вают раздражение у более нравственной части общества.

Однако социальные нормы не единственные регуляторы наших взаимодействий с обществом и другими людьми. В роли таких факторов выступают ценности, общественные идеалы, жизненные принципы. Именно в них заключается возмож­ность зарождения и опережающего развития новых, более про­грессивных норм общественной жизни.

В некоторых сферах общественного сознания, например в морали, нормы и принципы могут совпадать. Моральные прин­ципы могут выступать в виде наиболее общих моральных норм. Хотя, разумеется, не все нравственные нормы есть моральные принципы.

Третьим, важным компонентом культуры являются верова­ния. Несмотря на все попытки представить основной вопрос философии об отношении сознания и материи, бытия и мыш­ления, природы и духа несущественным, вряд ли можно отри­цать, что верования как особая форма мировоззрения, а зна­чит, и культуры прочно занимают свое место и в сознании, и в социальной практике человека.

Гносеологическая граница между знанием и верой фикси­рована весьма нечетко. Чем больше современный человек по­знает мир, тем больше возникает белых пятен, которые пока нельзя объяснить. Тем самым увеличиваются основания для веры. Этому способствует и нравственный кризис общества, его социальных институтов. Утрачивая веру в общество, человек возвращается к Богу, просит его помощи и поддержки. В рели­гиозном сознании именно Бог становится тем опосредующим фактором, который регулирует взаимоотношения между людь­ми. Вера, а значит, и верования являются формой проявления религиозной культуры конкретного народа. Значение религии и ее института (церкви) на определенных этапах историческо­го развития менялось от ее полной власти над общественной жизнью до "разделения" с государством на светские и религи­озные установления.

Практически нет ни одного общества или народа, у которо­го отсутствовали бы люди, базирующие свои жизненные цен­ности и нормы в основном на религиозных верованиях. Зна­чит, для значительной части человечества религия является высшей культурной ценностью. Поэтому соблюдение религи­озных норм для истинно верующих является не трудностью, а скорее основанием для удовлетворенности своей жизнью.

Если дать верованиям социокультурную оценку, то можно сказать, что в них заключена наиболее глубинная сущность общечеловеческих ценностей и норм жизни. Поэтому для со­хранения мировой культуры, в том числе и материальной (в виде храмов, монастырей), религия и верования играют одну из первостепенных ролей, если не основную.

Язык как компонент культуры неразрывно связан с созна­нием и жизнедеятельностью общества. Представляя собой сис­тему фонетических символов, язык является важнейшим сред­ством человеческого общения (коммуникации). Он хранит и передает информацию из поколения в поколение, играет боль­шую роль в социализации индивидов. Овладение языком само по себе необходимо для большей части последующего обуче­ния, а значит, профессиональной деятельности. Он — основ­ной носитель культуры, и рост словаря человека может слу­жить показателем повышения его культурности.

Язык необходим для развития человеческого "Я", как это убедительно доказано в работах американского социоло­га, философа, психолога Дж.Г. Мида, в связи с тем, что речь играет важнейшую роль в нравственном воспитании детей, в осуществлении социального контроля. Наконец, речь представляет собой средство выражения индивидуальности. Все культуры и общества допускают в известных масшта­бах вербальные привычки, служащие для выражения инди­видуальной вариации. Совершенно очевидно, что при изучении любого языка человек использует лишь незначи­тельную часть потенциальных фонетических элементов, воз­можных в человеческой речи.

Существуют исторически сложившиеся разновидности языка (русский, английский, немецкий и т.д.), которые как раз и отражают социокультурную специфику формирования данной общности, ее характер общения, представление о символах, эстетических оборотах, заложенных в языковой культуре.

Фундаментальным, обобщенным элементом культуры яв­ляются обычаи. Например, способ приготовления пищи, одеж­да, манеры поведения, осуществление различных обрядов, сис­тема воспитания детей, отношение к старикам, религиозные верования и т.д. выражают стиль жизни данного народа. В обычаях отражен способ видения социальной реальности в це­лом: природы, общества, сферы священного. Обычаи опреде­ляют поведение в целом, а потому только в минимальной сте­пени совпадают с моральным порядком общества. В современ­ном российском обществе обычаи и традиции регулируют в ос­новном бытовую неформальную сферу жизнедеятельности че­ловека. В профессиональной сфере, образовании, организованном воспитании действуют социальные институты и соответст­венно институциональные ролевые позиции.

В условиях распространения массовой культуры многие обычаи и традиции уходят в прошлое или существенно дефор­мируются. Однако для определенной части нашего общества, особенно населения азиатского региона, традиции и обычаи все еще играют доминирующую роль в регулировании общест­венных, даже профессиональных отношений. Часто возраст человека дает ему больше прав в решении проблем, чем его социально-профессиональный статус.

В условиях урбанизации и массовых миграционных процессов все больше распространяется, особенно в горо­дах, массовая культура, связанная с обычаями так называе­мого престижного потребления. Описанный Т. Вебленом феномен "показного потребления" объяснял поведение че­ловека желанием обрести социальный статус через приоб­ретение определенного рода вещей. Такое приобретение связано не с жизненными потребностями, а с соображением подражания социальному кругу лиц, который является ре­ферентным для человека. Это может касаться не только ма­териальных вещей, но и форм проведения досуга, воспита­ния детей и т.д., например стремление родителей дать де­тям музыкальное образование часто вопреки отсутствию у них музыкального слуха и желания или поголовная "джин-сомания", при которой джинсы из рабочей одежды амери­канских фермеров превратились чуть ли не в праздничный наряд для молодежи.

Универсализация обычаев в значительной степени приво­дит к утрате национальной самобытности общества. Однако да­вать этому однозначно отрицательную оценку, вероятно, нель­зя, так как социально-экономический прогресс вносит свои су­щественные коррективы в потребности человека и всего сооб­щества. Эти потребности в первую очередь ориентированы на социальный комфорт, а поэтому имеют больше утилитарное, чем какое-либо другое значение.

Важным элементом культуры является техника, а шире — материальная культура. Она соответствует способностям, твор­ческому гению и уровню цивилизации данного народа. Каж­дая культура имеет в своем арсенале целую серию технических навыков. По ним можно составить представление о принадлежности к какой-либо культуре, уровне научно-технического развития общества, эстетических ценностей и т.д.

На базе основополагающих компонентов культуры: ценно­стей, норм, верований, обычаев, языка и техники каждый на­род развивает остальные аспекты культуры: искусство, науку, философию, политику, литературу и др.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM