Вопрос № 3 Модель устойчивого развития белорусского социума.

Новые тенденции мирового развития и положение
Республики Беларусь в мире

Вступив в XXI век, человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем, обусловленных, с одной стороны, противоречиями между обществом и природой, с другой стороны, политическими, экономическими, культурными противоречиями между экономически развитыми и остальными странами мира.

Трансформационные процессы в мире связаны, прежде всего, с глобализацией – объективным процессом превращения экономик отдельных стран из относительно замкнутых систем в элементы единого мирового хозяйства. В основе глобализации лежит международное разделение труда и связанные с ним экономические, политические и другие отношения между государствами, предприятиями, фирмами, объединяющие национальные экономики, создающие единый мировой рынок и его инфраструктуру. Сегодня мировая экономика предстает не в виде простой суммы национальных хозяйств, а в виде реально существующей геоэкономики, то есть целостной экономической системы с наличием наряду с национальными государствами новых субъектов – транснациональных корпораций (ТНК), международных (межнациональных) компаний (МНК), их союзов, региональных группировок, международных организаций.

Наиболее существенным отражением глобализации мировой экономики является динамичный рост международной торговли. Если за 1991–2000 гг. мировое производство продукции и услуг увеличилось на 37%, то объем мирового экспорта возрос на 72%, то есть на 1% прироста валового внутреннего продукта (ВВП) приходилось почти 2% прироста экспорта.

Значительно возрастают международные потоки капитала. Объемы прямых иностранных инвестиций в мире увеличиваются в среднем на 16% в год, а общий их объем накопления по состоянию на 2000 г. составил 6,3 трлн долл. США. Основными донорами выступают промышленно развитые страны, чьи достижения в области научно-технического прогресса и возросший экономический потенциал потребовали расширения внешних рынков.

Особенностью мирохозяйственных связей в последние десятилетия стало формирование региональных интеграционных объединений стран. В мире насчитывается около десятка интеграционных группировок, появившихся на всех континентах и различающихся между собой по целям и глубине интеграции. Наиболее интегрированным является Европейский Союз (ЕС), объединяющий с 1 мая 2004 г. 25 государств.

Главными проводниками глобализации в современном мире выступают транснациональные компании. В настоящее время в мире насчитывается 63 тыс. ТНК. Число ТНК за последние два десятилетия увеличилось более чем в 6 раз. Они контролируют 2/3 всей мировой торговли и 80% иностранных инвестиций, на их долю приходится 80% патентов и лицензий на новейшую технику и современные технологии.

Согласно прогнозу международных организаций, ожидается ускорение глобального экономического роста: темпы прироста мирового ВВП возрастут с 2,7% в 1986–2000 гг. до 3,7% в 2001–2015 гг. Производство ВВП на душу населения в среднем увеличится с 6,8 тыс. долл. в 2000 г. (в ценах и по ППС 1995 г.) до 10 тыс. долл. США в 2015 г., в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долл., в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (Россия – с 7,5 до 16,2 тыс. долл. США).

Основу новой мировой экономики составят отрасли и производства V и VI технологических укладов, базирующиеся на использовании новых знаний и информации. Доля сферы услуг в ВВП в экономически развитых странах прогнозируется на уровне 70–75%. Усилится значение государственной политики, прежде всего в выборе и поддержке приоритетных направлений науки и техники.

Указанные тенденции определяют внешние условия для разработки НСУР-2020, которые необходимо учитывать при определении основных направлений и механизмов устойчивого развития нашей страны.

Республика Беларусь вошла в XXI век с открытой и ориентированной на экспорт экономикой. Около 60% ее ВВП органично связано с внешними рынками, что определяет высокую зависимость страны от мировых тенденций экономического развития. После распада СССР и связанного с ним экономического кризиса (1991–1995 гг.) Республика Беларусь смогла к 1996 г. преодолеть спад производства и достигнуть в последующие годы положительной динамики макроэкономических процессов – обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции и потребительских товаров, стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке. Была восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, улучшена система социальной защиты населения. Уже в 2000 г. был превышен уровень докризисного 1990 г. по производству промышленной продукции (100,7%), потребительских товаров (110%), реальным денежным доходам населения (107%). При этом ВВП составил 89%, продукция сельского хозяйства – 71%, инвестиции в основной капитал – 52% к уровню 1990 г. Эти показатели значительно выше чем в других странах СНГ. В частности, производство ВВП в России в 2000 г. составило 67,3% от уровня 1990 г., в Украине – 43,3, в Казахстане – 69,4, промышленное производство – соответственно 56,8, 57,4 и 57,6%.

По данным ПРООН [1] , по индексу развития человеческого потенциала (0,804) в 2001 г. Беларусь находилась на 53 месте среди 175 стран мира и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ.

Концептуальным ядром НСУР является модель устойчивого развития. В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме социальной эволюции в экосовместимой форме и включает совокупность принципов и требований (императивов) к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек–окружающая среда–экономика» с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и эколого-защитного развития страны, удовлетворения необходимых потребностей нынешних и будущих поколений.

В прикладном плане модель устойчивого развития – это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз. Национальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные направления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и механизмы, системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Как показывает опыт реализации НСУР-97, ключевое значение в выработке и осуществлении стратегии имеют фундаментальные устои общества и государства, создающие принципиальные рамки мировоззренческого, идеологического, политического, социально-экономического характера для всех аспектов существования и устойчивого развития человека, семьи, общества и государства, или внутренние общесистемные условия. Среди них доминирующую роль в создании будущей социально-политической системы, нового экономического уклада, утверждении ценностей и принципов устойчивого развития играют:

· построение и развитие унитарного демократического социального правового государства;

· формирование современного гражданского общества;

· построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики.

Беларусь – молодое суверенное государство, которому предстоит поступательно двигаться по пути построения подлинно демократического правового государства. Признавая и гарантируя своим гражданам право на сохранение и развитие их самобытной культуры и национального (родного) языка, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, Республика Беларусь создает реальные предпосылки для построения правового государства.

Для этого необходимо твердо и последовательно проводить курс на дальнейшую демократизацию общества, повышение эффективности институтов правового государства, укрепление конституционных гарантий прав и свобод граждан, сохранение и развитие исторических традиций и ценностей нашего народа.

Укрепление белорусской государственности послужит основой для перехода к зрелому гражданскому обществу, успешному формированию его интересов. Основными из них являются: общественные объединения, политические партии, органы местного самоуправления.

Важным этапом в становлении гражданского общества явится создание эффективных механизмов его поддержки государством, выработка правовых процедур сотрудничества с неправительственными, профсоюзными, молодежными организациями, научными и деловыми кругами, которые вносят серьезный вклад в разработку и реализацию НСУР.

Каждая страна, стремясь к общим целям мировой цивилизации, проходит к ним свой путь. Этот исторический факт воплотила белорусская модель развития, важнейшими составляющими которой на современном этапе являются:

· сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

· равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики – эффективность ведения хозяйства;

· многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

· активизация интеграционных процессов со странами Евросоюза, СНГ и Россией, прежде всего экономических;

· эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель уже на начальной стадии своего становления включала специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам.

В процессе преодоления кризиса и начала экономического подъема формирование рыночной экономики Беларуси вступило во вторую стадию, которая характеризуется как смешанная экономика с развитыми рыночными отношениями, новой ролью государства, сильной, но уже селективной социальной политикой. Формируется достаточно развитый и эффективный частный сектор и гражданское общество. Вторая стадия предусмотрена и реализуется Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.

В дальнейшем будет осуществляться переход к третьей стадии, характеризующейся преобладанием правовых норм, государственных институтов и общественных структур новой экономической системы, в которой государство определяет рамочные политико-экономические и правовые условия, взаимодействует с развитым гражданским обществом и эффективным частным сектором на основе Конституции, всей системы законов в демократическом режиме социального партнерства. Государство совместно с активными социальными группами, профсоюзами, общественными движениями, организациями и ассоциациями создает эффективный механизм осуществления преобразований. По мере их углубления будет возрастать роль рыночного саморегулирования.

Фундаментальную роль в проведении преобразований должны сыграть такие общесистемные факторы как институционально-правовое и идеологическое обеспечение. В этой связи первостепенной задачей является формирование системно полной законодательно-правовой базы, регулирующей экономические отношения рыночного типа и проведение административной реформы. Оптимизация институциональных экономических структур на микро- и макроуровнях, наряду с трансформацией отношений собственности, при «подключении» других компонентов институциональной инфраструктуры рыночной экономики создадут необходимые условия для эффективного и устойчивого развития социально-экономической системы в целом.

Идеологическая работа, вносящая в национальное сознание новые ценности, через образование и просвещение должно доносить до каждого гражданина идеи и принципы устойчивого развития. Воспитание нравственности и бережное отношение к окружающей среде должно оставаться приоритетом в деятельности средств массовой информации.

Учитывая опыт реализации НСУР-97, «Повестку дня на ХХ I век», Итоговые документы Всемирного Саммита в Йоханнесбурге, национальная стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития:

· человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;

· повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;

· приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры – важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;

· улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;

· переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;

· усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;

· рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

· развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

· экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;

· ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

· повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.

Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.

Основные компоненты устойчивого развития

Модель устойчивого развития, определяется в «Повестке дня на ХХ I век», НСУР-97 и Концепции НСУР-2020 как система гармоничных отношений в триаде «человек–окружающая среда–экономика», реализующая сбалансированное социально ориентированное, экономически эффективное и природозащитное развитие страны в интересах удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Основными компонентами устойчивого развития являются социальная, экономическая и экологическая сферы, соответствующие им виды деятельности и направления политики, обеспечивающие их стабильное и взаимоподдерживающее движение. Каждый из компонентов базируется на общих принципах устойчивого развития и в то же время имеет свои особенности, цели и императивы функционирования и взаимодействия в рамках интеграционного механизма и единой политики устойчивого развития.

Социальная и экономическая составляющие и императивы
устойчивого развития

Социальный аспект стратегии устойчивого развития основывается на принципах единства и взаимосвязи социальной сферы, экономики и окружающей среды. При этом важно обеспечить ведущую роль социальной политики в системе управления обществом, определить важнейшие направления и методы ее реализации, выделить приоритеты, исходя из задач устойчивого развития.

В социальной сфере основной целью является достижение научно обоснованных параметров уровня и качества жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности , планирование семьи, рационализация масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей для получения образования, медицинской помощи и восстановления здоровья; социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения. При этом предполагается формирование и выработка у населения сознательного отношения к биосфере, как фундаменту жизни, соблюдение законов ее развития, а также вытекающих из них ограничений и запретов. Речь идет о формировании модели эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни.

Социальный императив, таким образом, заключается в необходимости развития и эффективного использования человеческого капитала, наиболее полного удовлетворения его потребностей.

Экономический императив состоит, в свою очередь, в том, что национальная экономическая система страны должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергоэффективной, экологозащитной.

Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития до 2020 г. и предметом особого внимания (приоритетами) с учетом принятого Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге являются:

· повышение уровня и качества жизни населения;

· борьба с бедностью;

· изменение структуры потребления и производства;

· охрана и укрепление здоровья;

· улучшение демографической ситуации;

· противодействие криминализации жизни общества.



[1] Доклад о развитии человека за 2003 год, Минск «Юнипак», 2003.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM