Вопрос № 1 Определение общества в социологии. Важнейшие признаки общества.

Вопрос № 1.1 Формирование идеи общества в истории европейской философскойиобщественно-политическоймысли

Человек и общество – два основных предметных полюса социологии. Без человека невозможно существование общества, человек – главное условие его бытия, первопричина и первоисточник. Вместе с тем, человек является и продуктом общественного развития, его формирование как личности возможно только в обществе и никак иначе.

Определенные представления о том, что такое общество и какова его природа существовали всегда. Еще в античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении причин возникновения общества. По одной из них, общество является естественным образованием, человек – существо общественное и существовать вне общества он не может. Наиболее выдающимся представителем этой традиции был Аристотель (384-322гг. до н. э.). Однако, представление об обществе, которое является результатом естественного развития, не было господствующим ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме. Преобладал взгляд, согласно которому общество – это искусственное образование, механизм, сконструированный людьми для блага индивидов. Античное понятие общества в сравнении с тем, каким оно стало впоследствии, имело более узкое значение. Оно включало только такие формы взаимоотношений, в которых очевидным и наглядным образом присутствовали общность, союз, совместная деятельность. Идея единства человеческого рода, понимаемого как сверхобщество, была продолжена и развита европейским средневековьем.

В средневековой Европе понятие общества носило, прежде всего, конфессиональный характер, оно относилось, главным образом, к католической церкви и ее приверженцам, понималось преимущественно как наднациональная и вненациональная сущность.

С XVII века, в связи со становлением и развитием наций, понятие общества все больше сближается и ассоциируется с нацией и национальным государством. XVII-XVIII века в Европе отмечены разработкой и широким распространением теорий естественного состояния человека и общественного договора. Теории общественного договора были чрезвычайно разнообразны. Однако в целом у европейских мыслителей XVII–XVIII вв. преобладал взгляд на общество (отождествляемое с государством), как на искусственное изобретение человеческого разума, результат соглашения между людьми. Общественный договор выступал как процесс перехода из внеобщественного состояния в общественное, как акт создания общества. Общество рассматривалось как сумма составляющих его индивидов, руководствующихся, прежде всего, стремлением к самосохранению и объединяемых только договором. Такой позиции придерживались английские философы Джон Локк (1632-1704 гг.), Томас Гоббс (1588-1679 гг.), французский просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778гг.).

Критиками просветительских идей были британский политический деятель и мыслитель Эдмунд Берк (1729-1797 гг.), французские философы Жозеф де Местр (1753-1821 гг.) и Луи де Бональд (1754-1840 гг.). В противовес многим мыслителям XVII-XVIII вв. они возродили взгляд на общество, как на естественное образование, не сводимое к сумме составляющих его индивидов. Эти мыслители подчеркивали органическую целостность и индивидуальность каждого общества, которые основаны на традиции. Разрушение традиционных начал в обществе ведет его к деградации и гибели, их сохранение и культивирование является основой его прочности и процветания. Если просветители подчеркивали первостепенное значение разума в формировании и развитии общества, то традиционалисты выдвигали на первый план иррациональные факторы жизни общества: подчинение традиционным установлениям, религиозные чувства и веру.

Происходящие в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. процессы – ослабление роли традиционных институтов, секуляризация общественной жизни, политические катаклизмы – заставляли видеть в обществе ту высшую силу, которая соединяет людей, управляет ими и несет ответственность за то, что происходит с людьми. Идея общества выдвигается на первый план не только в теоретических схемах, но и в повседневной жизни, в социальной практике.
Вопрос № 1.2 Определение общества в социологии. Важнейшие признаки общества.

Общество – это предельно широкое понятие, употребляемое и в социологии, и в политологии, и в юриспруденции, и в истории, и в других науках. Каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей стороны, и дает ему своеобразную трактовку. В результате складывается комплекс теорий, концепций, мнений о том, что есть общество, какова его сущность, отличительные признаки и особенности развития. В социологии существует несколько подходов к изучению общества. В качестве универсального наиболее широкого определения можно привести следующее: общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, социальными общностями, организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.

Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий.

К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

- Оно не является органической частью какой-либо более крупной системы

- Браки заключаются между представителями данной общности

- Оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности

- Оно имеет свою территорию

- У него есть самоназвание и своя история

- Оно обладает своей системой управления

- Оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида

- Его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Признакам Шилза отвечает следующее определение: общество- это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)

Общество представляет из себя целостную естественно функционирующую систему. Это означает, что все аспекты его воспроизводства функционально взаимосвязанны и не существуют отдельно один от другого. Такой подход к рассмотрению общества называют функциональным. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т.Парсонса. Кроме функционального различают детерминистский (Марксизм) и индивидуалистический подходы (интеракционизм).

Важнейшими отличительными признаками общества являются следующие:


- социальность (она выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий);
- способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми;

- территория, на которой разворачиваются социальные взаимодействия;
- социальное пространство и социальное время (это дает возможность установить социальные координаты человека);

- высокий уровень самоуправления и саморегуляции (общество обладает высокой степенью самодостаточности, что позволяет без вмешательства извне сохранять высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство);
- социальные институты – устойчивые, организованные формы деятельности социальных групп, общностей, индивидов, обеспечивающие устойчивость и динамичность в развитии общества;

- любые изменения и события, происходящие в обществе не осуществимы без сознания, воли и целенаправленной деятельности людей;
- наличие социальной структуры.

Все указанные признаки, взаимодействия друг с другом обеспечивают целостность и устойчивость развития общества как единой и сложноструктурированной системы. Первичным системообразующим ядром общества является социальная подсистема. В ее состав водят социальная и этнонациональная структуры общества, территориальная и профессиональная, социально-демографическая, а также функционирующие в обществе социальные институты, организации, общности, группы.

Экономическая подсистема включает производство, распределение товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда, экономическое стимулирование различных видов деятельности, специфические органы и учреждения (финансы, банки и прочее).
Политическая подсистема представляет собой совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти, деятельность политических партий и общественных организаций и прочее.
Социокультурную подсистему образуют институт образования, организации и учреждения культуры, СМИ, искусство, мораль, религия, философия и т.п.
Все эти подсистемы в своем взаимодействии образуют целостную систему общества.

Итак, общество представляет собой особый, сложный вид организации социальной жизни, включающий в себя все многообразие устойчивых социальных взаимодействий, всех институтов и общностей, локализованных в рамках конкретных государственно-территориальных границ. Механизмы саморегуляции позволяют поддерживать целостность, упорядочивать отношения между его отдельными элементами, интегрировать в сложившуюся структуру социальные новообразования, подчинять своей логике основные массы населения, побуждая людей воспроизводить в своих действиях единую ткань многообразных социальных взаимодействий.
Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM